v_ba: (Default)
[personal profile] v_ba
Интересный вопрос – насколько остаются засекреченными архивные материалы, касающиеся второй мировой войны, в странах союзников (Великобритании, США, Франции, Австралии, Канады)? Честно сказать, мне это совершенно неизвестно. Насколько я знаю, в России ситуация довольно непонятная – известно, что существенная часть архивных материалов так и остается недоступной, но что именно недоступно? Видимо, много. За рубежом каким-то образом оказалась опись "сталинского фонда" из Центрального архива Минобороны, так выяснилось, что очень многие документы оттуда все еще засекречены. Вполне вероятно, что и другие фонды, касающиеся Отечественной войны, так же стараются не показывать.

А в отсутствие архивных материалов совершенно бессмысленны дискуссии "о потерях", "кто победил в сражении под Прохоровкой", "какой был моральный дух" и все прочее. Я уж не говорю о гонениях на "неправильные взгляды" на какие-то стороны истории тех лет. Какие могут быть претензии к каким угодно взглядам, если даже описания тех событий просто-напросто спрятаны?

С чего я вдруг завел разговор про архивы? Повод пустячный – просматривал архивные дела переписи 1897 года, и мне случайно встретились вот эти фамилии (ГАОО, ф.2, оп.8, д. 714, лл. 76об-77).



В одной из них несложно угадать будущего главу советской разведки, начальника иностранного отдела ГПУ Меера Трилиссера, расстрелянного в 1940. У него было много заслуг – и в создании советского "Бюро по дезинформации", и в добыче за границей научно-технических сведений.

Да, так вот, такой маленький архивный документик сразу позволяет поправить сведения, которые гуляют повсюду, но при этом неверны.

Во-первых, как мы видим, исходная фамилия его, скорее всего, Трилесер. Но это ладно, может быть, при рождении в Астрахани он был записал Трилиссер, а потом носил измененную фамилию.

Во-вторых, в википедии говорится, что он "в 1900 году уехал в Одессу поступать в университет". А в реальности он уже в 1897 году живет в Одессе.

В-третьих, пишут, что "Меер и его старший брат Давид окончили городское реальное училище". На самом деле, как видим, Давид (тоже, кстати, революционер, но удачно умерший в 1934 году) – младший брат Меера. Но это может быть просто опечатка, в некоторых других местах указано, что Давид родился позже Меера.

Я это к тому, что во всем первым делом должны быть архивы. Ну а девушки потом.

Date: 2018-09-14 05:23 pm (UTC)
From: [identity profile] antoschka-smtrt.livejournal.com
Так ведь это же разогнёт все скрепы в обратную сторону. Слишком опасно. Но правда нагонит их рано или поздно.... просто будет поздно.

Date: 2018-09-14 05:28 pm (UTC)
From: [identity profile] yabahaag.livejournal.com
У стран союзников закрытые данные, в основном по преступлениям против гражданского населения. Которых множество.

Date: 2018-09-14 06:15 pm (UTC)
From: [identity profile] alexeyrakin.livejournal.com
...какой Трилес(с)ер без баяна, какие архивы - без девушек. В Одессе подобного качества хроникам грош цена, с чем трудно не согласиться...

Date: 2018-09-14 06:49 pm (UTC)
From: [identity profile] alexadmin.livejournal.com
Проблема архивов, как мне кажется, в том, что мало кто понимает, что там вообще есть. И, главное, никто не хочет брать на себя ответственность - если кучей все открывать не разбираясь, то можно что-нибудь скрепоносное поломать. Ну там что Ленин и вправду был гриб. А так лежит все это и лежит себе, есть не просит...

Date: 2018-09-14 07:15 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/vba_/
Ну да. Никто не хочет приключений на свою... Был лишь один достойный человек - Мироненко, директор ГАРФа. Ну и съели его.

Date: 2018-09-14 07:21 pm (UTC)
From: [identity profile] navalnypresiden.livejournal.com
Надо рассекречивать минимум до 92-го, как это сделали остальные страны Варшавского договора

Date: 2018-09-14 07:23 pm (UTC)
From: [identity profile] navalnypresiden.livejournal.com
А у нас вообще неизвестно ничего, начиная с Пакта Молотова-Рибентропа и секретных протоколов к нему, а вообще-то это один из важнейших документов положивших начало Второй Мировой

Date: 2018-09-14 07:52 pm (UTC)
From: [identity profile] reader59.livejournal.com
Прочесть архивы, пойти и удавиться. Всей нацией.
А ведь у этой нации еще и СЯС...

Date: 2018-09-14 08:32 pm (UTC)
From: [identity profile] fat-yankey.livejournal.com
С архивами вазде по разному. В континентальных европейских странах главная проблема не секретность, а утеря фондов. Немецкие архивы в этом смысле довольно сильно пострадали, французские меньше, но тоже. Для континентальных архивов секретности как таковой после многочисленных переходов из рук в руки не осталось.

Англо-американские архивы по этому периоду прошли уже сплошное рассекречивание по истчении времени, т.е. рассекречен весь массив кроме специальных исключений.

В России процедура обратная: по истечении времени не рассекречивают, рассекречивают отдельные дела по требованию. Поэтому, например, некоторые фонды РГАСПИ не только рассекречены, но и выложены в сеть. Можно сходить почитать практически все документы ГОКО времен войны (за исключением некоторых относящихся к хим.оружию и послевоенному разграблению Германии). Или все документы из личного архива Сталина. А вот, скажем, архивы МИДа - никому и никогда не увидеть, кроме проверенных лиц.

Как-то так.
Edited Date: 2018-09-14 08:33 pm (UTC)

Date: 2018-09-14 08:37 pm (UTC)
From: [identity profile] fat-yankey.livejournal.com
Ну вот как раз секретные пртоколы к пакту Молотова-Риббентропа не только известны (в смысле известно в каком архиве отложились и единица хранения), но и опубликованы в факсимильном воспроизведении. Причем неоднократно.
Edited Date: 2018-09-14 08:38 pm (UTC)

Date: 2018-09-14 08:52 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/vba_/
А, спасибо.

А кто в России регулирует рассекречивание архивов? Как я понимаю, никаких определенных законов на этот счет нет, а если есть, то на это есть подзаконные акты?

Date: 2018-09-14 09:52 pm (UTC)
From: [identity profile] bbb.livejournal.com
архивы МИДа - никому и никогда не увидеть, кроме проверенных лиц

Ну, или тех, у кого есть доступ к интернету - http://agk.mid.ru :)

Date: 2018-09-14 09:53 pm (UTC)
From: [identity profile] bbb.livejournal.com
А это точно один и тот же человек - Трилесер и Трилиссер?

Date: 2018-09-15 07:26 am (UTC)
From: [identity profile] labas.livejournal.com
В целом же - при том, что мне тоже хочется посмотреть чекистские дела моих персонажей, главная проблема заключается не в закрытости, а в отсутствии интереса.
Огромное количество информации уже доступно, но люди этим не интересуются, не ищут и не используют ее.

Date: 2018-09-15 07:33 am (UTC)
From: [identity profile] fat-yankey.livejournal.com
Как обычно, тороплюсь, забываю важное уточнять. Я имел ввиду архивы по интересующему меня периоду, т.е. interbellum.

Есть, конечно "Документы внешней политики", но этож не сплошной массив. Специально подобранная выборка. Хотя может и тут от жизни отстал. Хорошо бы.

Date: 2018-09-15 07:34 am (UTC)
From: [identity profile] fat-yankey.livejournal.com
Это по госархивам. Ведомственные архивы отдельная история.

Date: 2018-09-15 08:26 am (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/vba_/
С очень-очень большой вероятностью.

Официальный Трилиссер родился в Астрахани. Трилесер тоже.
Совпадают имя, отчество и год рождения.
У Меера Трилиссера был брат Давид. Разница возрастов - 1,5 года. У Трилесера тоже.
Известно, что Трилиссер жил в Одессе. Трилесер тоже.

Кстати, интересно, что все они приписаны к Белой Церкви Киевской губернии.

Date: 2018-09-15 08:32 am (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/vba_/
Ну вот интерес у тебя есть - но все же что-то мешает посмотреть чекистские дела.

Date: 2018-09-15 09:09 am (UTC)
From: [identity profile] tash-v.livejournal.com
Скорее, это не то. Я в прошлом году составлял перечни дел, выложенных на вышеуказанном сайте. И, судя по датировкам дел, там дела практически исключительно военного периода.
Иногда встречается что-то типа "01.01.37 - 31.12.37. Копия Конвенции о порядке рассмотрения и разрешения пограничных инцидентов между СССР и Турецкой Республикой, подписанного 15.07.37 г.", но это отдельные случаи.
Чаще встречаются дела, датированные 1940-1941 гг. Например: "17.12.40 - 03.06.41. Записи бесед полпреда СССР в Болгарии". Но в общем массиве документов подобных дел достаточно мало.

Date: 2018-09-15 09:46 am (UTC)
From: [identity profile] labas.livejournal.com
Ну кое-что и на этом фронте происходит, к примеру, трехтомник про Власова - это настоящий прорыв, но, конечно, хотелось бы читать не только то, что отобрали составители, а и то, что они не отобрали.
Впрочем, надо попробовать послать запрос по каким-нибудь регестам там, м.б. ответ будет не такой, как обычно.

Date: 2018-09-15 10:38 am (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/vba_/
А что за трехтомник про Власова? Я даже не слышал.
Edited Date: 2018-09-15 10:39 am (UTC)

Date: 2018-09-16 01:24 am (UTC)
From: [identity profile] bbb.livejournal.com
Это очень интересный сюжет.

Конкретно, на сайте российских архивов есть страница онлайн-публикаций. И все без исключения выложенные там публикации (правду скажем, очень немногочисленные) отражают не темы, касающиеся не ключевых моментов российско-советской истории, а исключительно темы, отражающие нынешние комплексы официального исторического сознания.

Естественно, это в первую очередь украинская тема и бесконечно продолжающаяся виртуальная война с ОУН, которую Россия ненадолго выиграла, а потом навсегда проиграла. Даже линк на эту страницу онлайн-публикаций так и называется - http://archives.ru/library-oun.shtml

И вот среди прочей постыдной пропаганды там как раз и выложен трехтомник про Власова, само имя которого продолжает вызывать удивительную аллергическую реакцию у казенных офицеров от истории.

Плюс там есть еще одна страничка онлайн-публикаций, гнусность заголовков которых говорит сама за себя - http://archives.ru/library/poland-1944-1945/index.shtml

Date: 2018-09-16 01:26 am (UTC)
From: [identity profile] bbb.livejournal.com
Конечно, военного периода. Весь этот сайт так прямо и посвящен антигерманской коалиции, а на заглавной странице сразу и написано:

Для публикации отобраны несекретные и рассекреченные документы 1941-1945 гг.

Date: 2018-09-16 01:33 am (UTC)
From: [identity profile] bbb.livejournal.com
Конечно, с межвоенным периодом кислее. Достаточно вспомнить эпическую историю XXII тома ДВП. Удивительно, что кто-то сделал оцифровку и сайт по документам военного времени. Наверно, под юбилей выдали специальный бюджет и нашелся умный человек. Межвоенное время в глазах распорядителей бюджета гораздо менее, как говорится, sexy, да и подводных камней там намного больше...

Так что нам надо жить долго.

Date: 2018-09-16 02:39 am (UTC)
From: [identity profile] tash-v.livejournal.com
Тем не менее, как видно из приведенного мною в предыдущем комментарии примера, там есть документы и периода до 1941 г.
Вот еще тройка примеров:
- в деле 69 (опись 3 авто) фонда 06 Секретариата Молотова есть вырезка из газеты "Правда" от 16 декабря 1939 года с сообщением ТАСС "Последнее решение Лиги наций" относительно исключения СССР из Лиги Наций;
- в деле 22 (опись 25) фонда 69 Реферантуры по Великобритании есть текст Соглашения о товарном обмене между СССР и Великобританией от 11 октября 1939 года, а также Справка о торговых переговорах между СССР и Англией за сентябрь 1939 г. - июнь 1940 г., датированная 13 июлем 1940 года.
Edited Date: 2018-09-16 02:39 am (UTC)

Date: 2018-09-16 03:04 am (UTC)
From: [identity profile] tash-v.livejournal.com
>кто-то сделал оцифровку и сайт по документам военного времени.

Но, к сожалению, при этом вряд ли понимающий основы хранения информации на компьютерах. В результате файлы сайта мало того, что находятся в общих каталогах, но получили еще одни и те же имена для несекретных фондов и секретных. Они отличаются только нулем перед номером фонда, но для секретных фондов ведущий ноль был пропущен при формировании наименования файлов.
В результате вышла дикая путаница в ссылках на дела, например, фондов 69 и 069 или 129 и 0129. Как следствие, ссылки на одни документы ведут на другие документы и часть дел практически полностью недоступны, а часть их начинаются со средины того или иного дела.

Date: 2018-09-16 03:06 am (UTC)
From: [identity profile] bbb.livejournal.com
Если посмотреть дело 69, то видно, что оно скомпоновано достаточно случайным образом. Там собрано несколько бумаг по линии Лиги Наций, совершенно не связанных друг с другом по существу. В общее же досье дело попало, видимо, из-за того, что там всплывает вопрос о военнопленных - конкретно, две разрозненные страницы 1941 года: первая страница справочной выписки из конвенции и вторая страница проекта ноты об отношении к этой конвенции.

Это, кстати, дает возможность взглянуть на реалии делопроизводства в секретариате Молотова в 1941 году. Это ноябрь, то есть, очевидно, сразу после эвакуации в Куйбышев. Некоторый беспорядок был неизбежен.

Date: 2018-09-16 03:09 am (UTC)
From: [identity profile] bbb.livejournal.com
Мы с вами об этом говорили два года назад - https://bbb.livejournal.com/3000699.html

Date: 2018-09-16 06:30 am (UTC)
From: [identity profile] labas.livejournal.com
По ссылке, которую Борис выше дал, он доступен.

Том 1 - различные документы военного времени, советские и немецкие. По немецким могу сказать, что выборка неплохая, довольно редкие фонды в т.ч. использованы, хороший специалист работал.

Том 2 Книга 1 - допросы Власова, Малышкина, Трухина и остальных, впоследствии казненных.

Том 2 Книга 2 - допросы власовцев помельче плюс послевоенные мемуары.

По объему введенных в научный оборот документов это был большой шаг вперед, но, конечно, у составителей были возможности, которых у обычного исследователя нет, в первую очередь, по части доступа к материалам из архива ФСБ.

Edited Date: 2018-09-16 06:31 am (UTC)

Date: 2018-09-16 08:19 am (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/vba_/
Спасибо, я не знал. Украинскому фронту тыл отдает все силы. Из всех фронтов для нас важнейшим является...

Про польское подполье тоже неплохо.
Впрочем, наверно, скоро надо ожидать материалов, как гадила англичанка.

Date: 2018-09-16 08:21 am (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/vba_/
Спасибо, очень интересно.

Date: 2018-09-16 06:38 pm (UTC)
From: [identity profile] alexeymeeres.livejournal.com
В архивах спрятана сказка о великой России, о её мужественном народе, о её мудрых правителях. Откроют архивы и сказка исчезнет.

April 2026

S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
26 27282930  

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Apr. 29th, 2026 04:33 pm
Powered by Dreamwidth Studios