Я, вроде, уже рассказывал, как мои парижские знакомые дали в свое время почитать мемуары своего родственника, в которых отражалась и гражданская война. И я поразился, насколько М.Булгаков в своих персонажах точно отразил дух прототипов. Вот возьмем ярчайшую фигуру, генерала Я.Слащева, прототип булгаковского Хлудова.

Так описывает этот мемуарист первую встречу со Слащевым:
"В условленный час появился Слащев, крайне поразивший меня своим внешним видом. Это был высокий молодой человек, с бритым болезненным лицом, редеющими белобрысыми волосами и нервной улыбкой, открывавшей ряд не совсем чистых зубов. Он все время как-то странно дергался, сидя, постоянно менял положения, а стоя - развинченно вихлялся на поджарых ногах. Не знаю, было ли это последствием ранений или кокаина. Костюм его был удивительный — военный, но собственного изобретения: красные штаны, светло-голубая куртка гусарского покроя и белая бурка. Все ярко и кричаще-безвкусно."В "Беге", как вы помните, Хлудов в Крыму раздраженно говорит:
-Ни ресторана, ни девочек! Зеленая тоска. Вот и сидим на табуретах, как попугаи.Эта фраза может показаться странной. С каких это пор попугаи сидят на табуретах?
Обычные попугаи, может быть, и не сидят, а слащевские сидят.
( Read more... )