avmalgin опубликовал свою нынешнюю переписку с одной из родственниц поэта Переца Маркиша, как известно, расстрелянного незадолго до смерти Сталина. Родственница укоряла
avmalgin в том, что он выложил в сеть скан статьи из газеты 1937 года, где Маркиш в стихотворной форме требовал сурового наказания для врагов народа. Аргументировала она это тем, что из публикации таких вещей может сложиться неправильное представление о большом поэте, при том, что эти его стихи были написаны в период, когда некоторые родственники Маркиша были уже репрессированы, да и сам он опасался ареста.
avmalgin же возражал, указывая, что в истории литературы не должно быть белых пятен, тем более, что положение самого Маркиша в 1937 году было весьма устойчивым (он получил орден Ленина и т.д.).
Мне кажется, это, как раз, редкий случай, когда оба правы и оба неправы.
Родственница Маркиша неправа (и, соответственно,
avmalgin прав) в том, что из песни слова не выкинешь и Маркиш внес свой, пусть небольшой, но явный, вклад в кручение той мясорубки, в которую и сам попал потом. Это факт, против которого не может быть никакого возражения. Его можно пытаться утаить, но от этого он не перестает быть фактом, и все возражения против этого бессмысленны.
Однако,
avmalgin неправ, когда говорит об устойчивом положении Маркиша в 1937 года, на основании орденов, постановок в театре и т.п. Кого спасли тогда какие-то ордена или постановки? Список расстрелянных орденоносцев огромен. Никто, абсолютно никто не находился тогда в безопасности, а тем более человек с уже репрессированными родственниками. И сейчас поносители Маркиша за те стихи для меня не очень авторитетны. В литературе и кино нередко изображается такая коллизия, когда человека под угрозой смерти его или близких заставляют участвовать в казни приговоренного. Я полагаю, что те, кто заклеймит согласившегося, сами в такой ситуации безусловно выбрали бы смерть себе или своим близким. Так и тех, кто сейчас возмущается поступком Маркиша, мне хочется спросить – а вы сами на собрании своего предприятия, где требуют "расстрелять как бешеных собак", выступили бы против такой резолюции или, хотя бы, воздержались при голосовании? И у вас в жизни были примеры таких ваших поступков? Если да, то я снимаю шляпу и говорю – клеймите спокойно маркишей всех мастей. В противном же случае цена вашему гневу не очень высокая.
Опять же, матушка, которую я упоминал в прошлом посте, недавно вспоминала торжественное собрание к юбилею Сталина на заводе, где она работала инженером. Звучали здравицы вождю, гремели долгие-долгие овации, и соседка по креслу, отнюдь не чекистка, наклонившись, сказала маме:
- Вон, посмотри на NN. Она почти не аплодирует, хлопает мало и вяло. Какой-то не наш человек.
Вот такое было ужасное время. Его создали люди, кто же спорит. Но благородный гнев из безопасного компьютера недорогого стоит. Гораздо труднее перестать аплодировать первым.
И упрекать за мерзкие поступки куда полезнее живых и активных современников, чем мертвых персонажей иных эпох.
no subject
Вам говорят "напишите стихи", "проголосуйте за". Прямо говорят или косвенно, это дела не меняет. Короче, дают пистолет убить приговоренного (а он все равно уже труп, и неважно, кто его убьет). А если Вы не напишете стихи, Вам и семье конец, но и все равно кому-то придется стихи писать.
А Вы, поминая свою индифферентность к Корвалану, отказываетесь.
Ну что ж, восхищен.
no subject
Кстати, а вот как Вы, блокадных людоедов тоже понимаете, а не осуждаете? Очень ведь похожая ситуация...
no subject
Но и людоедов не тороплюсь осуждать. Я с голоду не умирал.
no subject
Так что практически как раз не все.
no subject
Ну хорошо. Я просто к тому, что правила о том, как надо вести себя перед расстрелом, я принимаю только от тех, кого лично расстреливали.
no subject
Может, потому, что супругам и детям на таких собраниях голосовать не приходилось: их выводили, ставили перед толпой и спрашивали: "Осуждаешь?" И их "Нет" попадало в протоколы уже совершенно в ином качестве.
Я просто к тому, что правила о том, как надо вести себя перед расстрелом, я принимаю только от тех, кого лично расстреливали.
Ваше право. Но не ждите, что все станут следовать этому Вашему правилу - Вас-то тоже не расстреливали. У меня вот бабушка была, и кстати, отец есть, который в конце пятидесятых уволился в запас из армии - благо, военную пенсию уже заработал - как только пошли слухи о том, что офицеров с западно-славянскими фамилиями будут отправлять в Венгрию - на них и смотрю, их правила и принимаю.
no subject
Лично мне тут очень близка позиция Данте. Он своему людоеду, для которого "злей, чем горе, голод был недугом" сочувствует до слёз, до перехваченного горла - и всё же абсолютно бесповоротно помещает в ад.