v_ba: (Default)
vba ([personal profile] v_ba) wrote2007-01-13 02:37 pm

О правде в генеалогии

Вчера у меня вышла дискуссия с юзером [livejournal.com profile] a_zov. Я прицепился к этому посту

Послушаешь чужие семейные истории и наполнишься почтением. Все тут произошли из Гогенцоллернов.
В памяти о предках остаются только самые яркие, величественные и героические черты, они набухают до неприличия, а все мелкое и неприятное смывается. Описывая пращуров, мы теряем чувство меры и становимся Маркесами.
В рез-те наши прадеды поднимают телеги, руководят флотилиями, водку пьют вёдрами, овладевают бесчисленными женами до 7 раз за ночь и пускают ветры такой силы, что на подоконниках вянут цветы (упс! Это уже прямая цитата).
Прабабки не отстают.

Наши ефросиньи степановны тряпкины, конечно, полу-француженки или, как минимум, польки. Совсем уж как минимум – еврейки. Смольные институтки, дерзкие красавицы из-за которых стреляются чахоточные юнцы, они, естественно, сбегают с прадедом-адмиралом и рожают массу честнейших, талантливых и успешных детей (это уже деды наши). Все эти люди с честью прошли сквозь гнусную историю России 20 века, нам не за что краснеть.
Чем ближе к настоящему, тем скромнее легенды, наши родители уже совсем не такие эпические фигуры. Тут уже скромное обаяние.

В этой ситуации непонятно, кому достались в предки зачуханные крестьяне, бестолковые дворники и истопники? Куда делись алкаши, бляди, стукачи, мелкие и жалкие людишки?


Я пытался сказать, что далеко не всегда семейные истории врут, да и просто интересно знать о том, кем были твои дальние предки. На что мой оппонент возражал, что правды нет и выше в генеалогии, и никто не может дать гарантию, что твоя пра...бабка не согрешила с конюхом.

Так и разошлись, каждый при своем.

[identity profile] quod-sciam.livejournal.com 2007-01-13 02:59 pm (UTC)(link)
Там, по-моему, самая главная фраза про прабабку, о которой "узнал жуткую вещь". И решил всех заодно мазануть, чтобы не обидно было. Хотя у меня есть знакомая "француженка" (в Саратове пленные наполеоновские французы парки сажали и преподавали всякое), и это ужасно смешно.
А семейные истории тоже люблю. Охотно слушаю и рассказываю (http://quod-sciam.livejournal.com/39417.html), а временами показываю (http://quod-sciam.livejournal.com/10280.html) - если интересно.

[identity profile] ex-kleinpo.livejournal.com 2007-01-13 08:36 pm (UTC)(link)
Мне думается, что мои родные, кем бы они не были, жили в свое удовольствие. Это я желаю себе, и всем другим.

Если я начну иследовать свое дерево, я неизбежно начну строить фантазию, которая отвечает моим вкусам, и вкусам соседей, для которых такие иследования и проводятся. Как покупается мерс, дом и дорогая шуба.

А никаких блядей, стяжателей и разбойников не будет. К сожелению. Я чувствую, они были, но мне достанется благодостойная скучная труха.

Все эти иследования ужасно скучны. Никто не скажет, что моя бабка была деревенской шалавой. Я скажу и буду этим гордится. Но, до этого мне не докопаться. А что если оно все были приличные и не жулики?

Видимо я циник. Когда мне кто-то показывает портрет прапрапрадедушки и рассказывает, какой он был супер-пупер христианский муж, то я думаю, что твой прапрапрапрадед мечтал отрахать всех доступных прапрапрапрапрабабушек, но самое интересное ты никогда и не узнаешь.

Где-то так. Мне охото узнать о реальных предках. Семейных мифов мне, увы, не надо. В них все до скукоты правильные и достойные.

[identity profile] boruch.livejournal.com 2007-01-14 06:12 am (UTC)(link)
Не знаю, кто там с кем согрешил, но Боруху конкретно достались предки незамысловатые. Один дед сапожник и сын сапожника, правда выходцы из Болгарии, другой дед - сын потомственного дворянина, а тот был сыном личного из выучившихся мешан Сызранского уезда Самарской губернии. Не знаю, как они там и чем заработали дворянство. В семье считалось, что службой Отечеству на ниве путей сообщения. Обе бабки - из мещан, поскольку все изменила революция. У жены все предки, кроме ближайших - крестьяне.
Благородным предкам не завидую, тут уж кому какие достались. Да и вообще я парень не завистливый.

Но!
Отчасти согласен с Алексом. Если кто из предков чем согрешил, вряд ли это узнаешь, потомки верней всего этим не гордились и не передавали последующим поколениям.

[identity profile] oude-rus.livejournal.com 2007-01-14 08:30 pm (UTC)(link)
Я опять согласен с предыдущем оратором: тут каждый о своем. Твой оппонент прав в том, что преувеличения бывают сплошь и рядом, достаточно лишь вспомнить ленинское бревно. Однако вопрос "кому достались занюханные кресьяне" имеет простой ответ: тому, кому достались, про это зачастую и не знает. И не только потому, что не хочет знать: во-первых, чем меньше сошка - тем меньше документов и, во-вторых, с документами еще тоже как повезет (и тут ты не прав, утверждая, что найти следы можно всегда). Тут даже в 19й век ходить не надо.

Суммируя: если рассматривать креатифф оппонента как памфлет, то имеет право иметь место быть. А если же как комментарий к конкретной семейной истории - то и в рог схватить можно. Правда, с памфлетами всегда так.

[identity profile] rezoner.livejournal.com 2007-01-15 04:57 pm (UTC)(link)
Прямо досадно, что не успел поучаствовать :)

[identity profile] kisochka-yu.livejournal.com 2007-01-15 05:06 pm (UTC)(link)
Ах ты батюшки, как тут интересно! А я, как всегда, опоздала! И не успела рассказать про своих предков и всякие истории. В часть семейных преданий я верю, в часть - нет. Кстати, одной из самых интересных историй моей семьи явлется история моей прабабки, как раз крестьянки. Ну очень нетривиальной.