v_ba: (Default)
vba ([personal profile] v_ba) wrote2011-01-17 01:22 pm

О семантике национальных лидеров

Говорил сегодня с нашей аспиранткой-туниской, девушкой весьма симпатичной и умненькой. Она рассказала интересную деталь о событиях в Тунисе. Когда президент выступал в последний раз по ТВ, то поверг многих в шок, вдруг произнеся свою речь не на литературном арабском (как это традиционно было принято всегда), а на народном диалекте, чего никогда не было.

Интересно, когда национальный лидер переходит на феню это знак чего?

Что касается нынешних погромов, сожжения магазинов и проч., устроенных вооруженными людьми в масках, то, во всяком случае, столичные жители убеждены, что это дело членов молодежных объединений, прикормленных когда-то нацлидером для борьбы с возможными "цветными" революциями. Цветная революция, тем не менее, настала, и некоторые ребята, которые покруче, все же отрабатывают свой нелегкий хлеб. Правда, говорят, каждый район сделал себе отряд самообороны, который этих ребятишек жестко берет за цевье, если они появляются вблизи. Так что у этих ребят труд куда более опасный, чем, скажем, пляски с плакатом "Немцова опетушили".

Upd. Умные комментаторы мне сразу набросали замечаний, что Бен Али не на фене говорил, что тунисский язык отличается от литературного арабского, что язык улицы и феня это не одно и то же...
Я это знаю. Более того, я знаю даже, что Бен Али - не единственный в мире национальный лидер.

[identity profile] trurle.livejournal.com 2011-01-17 12:19 pm (UTC)(link)
Интересно, когда национальный лидер переходит на феню это знак чего?

Это не феня.

Представьте себе что кремлевские сидельцы из соображений панславизма говорят только на церковнославянском, обучение в школе на церковнославянском и большая часть издаваемых книг на церковнославянском же.

[identity profile] http://users.livejournal.com/vba_/ 2011-01-17 12:59 pm (UTC)(link)
Нет, я знаю, что то была не феня.
Однако, для одного народа, его народный язык это диалект. А для другого народа это может быть феня.

Вы только что прослушали раздумья на тему, что означает, если нацлидер переходит на народный язык.

[identity profile] trurle.livejournal.com 2011-01-17 01:18 pm (UTC)(link)
Насколько я это понимаю, нет никакого народа для которого литературный арабский язык является родным, а натуральный язык улицы - феней.
Как мне представляется, тунисский вариант арабского языка является родным для всех тунисцев, но некоторая часть тунисцев впоследствии обучается, в разной степени, использованию номинального литературного арабского языка.

[identity profile] http://users.livejournal.com/vba_/ 2011-01-17 01:34 pm (UTC)(link)
Ну хорошо, я попытаюсь выразить мысль по-другому.

Нет никакого народа, для которого язык ежегодного послания президента России Федеральному собранию является родным. Тем не менее для послания принято употреблять именно его.

Но можно послание изложить на языке, который-таки является родным, и на этом языке объяснить, кого мочить в сортире, у кого хотелка очень большая, а кто пусть жену учит щи варить.

[identity profile] trurle.livejournal.com 2011-01-17 01:46 pm (UTC)(link)
Нет никакого народа, для которого язык ежегодного послания президента России Федеральному собранию является родным. Тем не менее для послания принято употреблять именно его.

Мне кажется что Вы не хотите понять разницу. Дистанция между литературным/официальным русским языком и языком улицы пренебрежимо мала по сравнению с дистанцией между тунисским языком и номинальным литературным арабским языком - последняя больше похожа на дистанцию между русским и церковнославянским языком.


[identity profile] vladi-shutzman.livejournal.com 2011-01-18 12:31 pm (UTC)(link)
там арабский классичекий и местный диалект "берберский" как то так ..+ все прекрасно говорят на правильном французском--который изучают в средней школе ,бесплатно ,как и высшее в тунисе -причем очень хорошее высшее -не то что в рф--
там за взятки не дают дыплома кавкасскым джыгита--даже за большие-... потому -учатся усерднои программы одни из лучших в миое...
а что будет после "финиковой " революции неизвестно--но сдается что с всеобщим прекрасным образованием покончат --возможно этои была одна из причин--так дядям БОЛЬШИМ не нравилось-- где нить в америках/сраилях/ес...
зачем тратить ресурсы на быдло? - либерально это - не учить ничему бесплатно-
неоконство шагает по планете--никого мимо не пропустят--если гдени излишества-ать--"дермакратическая "революция тут кактут..е?ть

[identity profile] pilpilon.livejournal.com 2011-01-17 12:20 pm (UTC)(link)
Это скорее как если бы французский президент, вместо принятой литературной латыни заговорил бы вдруг на народном диалекте (по-французски).

[identity profile] http://users.livejournal.com/vba_/ 2011-01-17 01:01 pm (UTC)(link)
Ну, французские президенты традиционно говорят на одном и том же языке и его не меняют.

[identity profile] oude-rus.livejournal.com 2011-01-17 02:05 pm (UTC)(link)
а в Тунисе точно "цветная" революция?

[identity profile] http://users.livejournal.com/vba_/ 2011-01-17 02:34 pm (UTC)(link)
Жасмин - хорошенький цветочек, он пахнет очень хорошо.

[identity profile] oude-rus.livejournal.com 2011-01-17 02:40 pm (UTC)(link)
если ты не хочешь отвечать, то не проще ли прям так и сказать?

[identity profile] http://users.livejournal.com/vba_/ 2011-01-17 02:45 pm (UTC)(link)
Я тебе ответил совершенно прямо, уж не знаю, куда прямее. Ты же читаешь англоязычную прессу, скажем, Гардиан "Tunisia's Jasmine revolution"
http://www.guardian.co.uk/commentisfree/2011/jan/17/tunisia-jasmine-revolution-editorial

[identity profile] candidg.livejournal.com 2011-01-17 02:34 pm (UTC)(link)
Почему сразу феня? Феня - это не язык улиц. Это язык очень специфического контингента, который никак не составляет большинство уличных прохожих.

Собственно переход с официозного на "нормальный" язык у нас имелся - в лице М.С Горбачева.

[identity profile] http://users.livejournal.com/vba_/ 2011-01-17 02:41 pm (UTC)(link)
/Почему сразу феня?/

Это у меня разве надо спрашивать? Спрашивать надо у тех, кто употребляет.

Дело не в деталях. Я знаю, что вы все можете отличить жаргон Ростова от жаргона Одессы. Мой вопрос был шире, о причинах, заставляющих национальных лидеров менять язык (неважно, на церковнославянский, на язык улицы, на феню...).

[identity profile] abzac-kakoj-to.livejournal.com 2011-01-17 03:18 pm (UTC)(link)
Национальное самосознание, например.

Все равно что президент Швейцарии заговорит на местном диалекте, а не на хохдойч. Я не знаю, сделал ли он это, если и нет, то давно пора.

[identity profile] http://users.livejournal.com/vba_/ 2011-01-17 03:27 pm (UTC)(link)
Я слышал, что переход от величественных литературных фраз на конкретный базар возникает при опасности быть взятым за жопу.
Не знаю, может, врут...

[identity profile] muh2.livejournal.com 2011-01-18 01:54 am (UTC)(link)
Не знаю, насчет перехода на феню, опыта здесь никакого. Если же ты имеешь в виду переход на разговорный язык, то несомненно врут. НЛ на него перешел в пик популярности или даже до.

Кстати, насчет ННЛ я тоже слышал неоднократные упреки, что не хватает ему величественной вальяжности прежних суверенов.

[identity profile] candidg.livejournal.com 2011-01-17 03:41 pm (UTC)(link)
Видимо у нас серьезные расхождения в терминологии. Феня - это язык уголовной среды, жаргон, специфичный и созданный именно для того, чтобы посторонний человек его не понимал. Таким образом феня - это не язык улиц. Язык улиц - это язык, на котором обычные люди говорят в транспорте, очередях, учреждениях. Язык улиц может не придерживаться строгих правил и быть далеким от классического литературного языка, но он не является феней.

По непонятным причинам ты сам установил аналогию между речью тунисского президента и феней и основные возражения сводятся именно к неправильности этой аналогии.

[identity profile] http://users.livejournal.com/vba_/ 2011-01-17 04:17 pm (UTC)(link)
(устало) я для тебя специально апдейт сделал.

[identity profile] candidg.livejournal.com 2011-01-17 06:03 pm (UTC)(link)
Ок.

Причины могут быть разные, но наиболее очевидной представляется попытка сыграть на национальном самосознании и заработать очки (а войны под рукой не оказалось).

[identity profile] muh2.livejournal.com 2011-01-18 12:45 am (UTC)(link)
А который национальный лидер говорил на фене? Ну кроме Бени Крика?

Нет, тот которого ты имеешь в виду на фене не говорил.

[identity profile] ascir.livejournal.com 2011-01-17 03:46 pm (UTC)(link)
Ситуация очень простая: Вам очень хочется, чтобы Путин сбежал из России в результате революции. Никаких оснований для этого нет, и нет никаких признаков того, что основания появятся. Вот и приходится придумывать всякие крайне натянутые сравнения.

[identity profile] http://users.livejournal.com/vba_/ 2011-01-17 04:12 pm (UTC)(link)
С чего у Вас такие странные мысли?

[identity profile] orientalist.livejournal.com 2011-01-17 05:50 pm (UTC)(link)
Какая же это феня? У арабов повсеместно диглоссия. Вам уже возразили, как я пожляжу, выше.

[identity profile] http://users.livejournal.com/vba_/ 2011-01-17 06:01 pm (UTC)(link)
(уже очень устало) почему Вы решили, что Бен Али ботал по фене? Он что, единственный нацлидер в мире? И разве это единственный нацлидер, который меняет традиционную лексику на, скажем, жаргон?

[identity profile] dr-van-mogg.livejournal.com 2011-01-17 06:13 pm (UTC)(link)
Как-то мимолётно на ум пришло: а когда в Иране погнали семью Пехлеви - это какая была революция?
Последнее время стали многозначительно после каждой революции-переворота-путча ЭТО называть "революцией ***" (вместо *** можно подставить нужное).
мне вот что непонятно - это только я воспринимаю революцию разных там гладиолусов, ромашек или кактусов - государственным переворотом, совершённым с подачи извне, то ли из Штатов, то ли ещё откуда-то? Это я к тому, что в Тунисе - тоже госдеп постарался? )

[identity profile] http://users.livejournal.com/vba_/ 2011-01-17 09:23 pm (UTC)(link)
Это надо спросить у специалистов по проделкам госдепа.

"который этих ребятишек жестко берет за цевье"

[identity profile] wknat.livejournal.com 2011-01-17 11:12 pm (UTC)(link)
за что, за что?))