v_ba: (Default)
vba ([personal profile] v_ba) wrote2007-01-15 02:14 pm

История соблазнения - кто кого?

В продолжении дискуссии о том, выглядят ли наши предки только "супер-пупер христианскими мужами", как выразился [livejournal.com profile] kleinpo. Приведу пример обратный (и на этом пока закончу, а то задолбал уже всех этой генеалогией), а вы уж сами решайте, кто как выглядит в этой истории.

Прабабка моего прадеда родила своему мужу пять детей. В период ее последней беременности (как раз, моей пра...бабкой) в их петербургском доме снял жилье молодой чиновник. И вот... это самое произошло. Чиновник этот потом стал довольно известным человеком и оставил записки, которые были после его смерти опубликованы. Я их нашел. Там все больше о важных делах, но есть и о том, как он соблазнил замужнюю женщину, мать пятерых детей (а это, я вам напомню, самое начало XIX века, нравы были не чета нынешним). Или, скорее, она его соблазнила. Вот какими словами он всё это описывает:

В 1804 г. нанята была квартира в доме надворного советника Ш. <немецкая фамилия>. Меня особенно ласкала хозяйка, молодая, умная, веселая и прекрасная собою женщина. <...> и мне отменно нравилось видеть хозяйку: вечером <...> разряженную, для благородного собрания, а по утру идущую в погреб, или приезжающую в карете с рынка. Русские барыни не знают сего; им надобно или не заниматься вовсе хозяйством или, отказавшись, как оне называют, от света, ходить ежеминутно с ключами, браниться и кричать. <Сам автор славянин.> У Ш., напротив, чистота в доме и порядок были удивительные. Один человек прислуживал 20-ти гостям, одевал хозяина и ездил за каретою. Прельщаясь такой жизнью, я говаривал товарищам моим, что или я буду иметь такую жену, как Марья Осиповна Ш., или останусь холостым. Судьба подслушала, видно, меня и подшутила.

Марья Осиповна начала находить во мне добрыя качества; самая застенчивость моя ей нравилась. Я влюбился, она также, и потребовала развода. Право ея состояло в том, что Ш. в малолетстве принудил ее за себя выйти
<она вышла лет в 16-17, что, по тем временам, было вполне нормально> , что она ему падчерица и что в день свадьбы торжественно объявила ему, что будет жить с ним дотоле, пока не влюбится в другаго <нет, мне это нравится; нехилые условия поставила> Ш., опасаясь, чтобы насилие его не было открыто <какое насилие?? и почему раньше об открытия насилия речи не было?> , согласился на развод, в 1805 г., зимой, и чрез три месяца женился на ключнице, жившей у него же в доме <не дом, а ЗАГС какой-то>.

Мой друг, большой профессионал по таким поискам, и я – мы загорелись найти документы о разводе. И нашли. Поскольку Ш. были лютеранами, их разводила Юстиц-Коллегия. Формулировка развода была крутой. Там было сказано:

Из дела явствует, что между сими супружниками не имеется никакой более брачной привязанности и согласия, но, напротив того, взаимная их к друг другу ненависть достигла такой степени, что учиненныя сею коллегиею к примирению их попытки остаются тщетны.

Но, как известно, обещать – еще не значит жениться. Развестись-то она развелась... Впрочем, обратимся опять к воспоминаниям:

Но мое положение было ужасное. Мысль, что я причиною разстройства семейнаго убивала меня, не взирая на то, что сам Ш. желал нашей свадьбы, и что Марья Осиповна решительно говорила, дабы я не брал сего происшествия на свой счет <тоже неслабо; а на чей, интересно, счет?> , так как уговора у нас никакого не было и она не нарушила супружеской верности.

Как же действует разведенная Марья Осиповна, которой, понятно, отступать уже некуда? А вот как:

В довод того, узнав, что в доме Вязмитинова, предлагают мне жениться на дочери Малышева, только-что взятой из Смольного монастыря, Марья Осиповна предложила мне в подарок 20 т. руб.. следующие ей по разводной записи; а сама, с остальным капиталом, намерена была уехать за границу.

Вот это да!!! После такого хода

Я <...> испросил благословение матушки, предложил Марье Осиповне руку и сердце, и 8-го июля 1806 г., в Вознесенской церкви, поклялись мы пред алтарем в вечной друг к другу любви.

Ну и кто кого здесь соблазнил? И как это все вообще выглядит?

В эпилоге скажу, что пятеро детей Марьи Осиповны остались с отцом, а сама она родила новому мужу еще СЕМЕРЫХ. Вот как люди зажигали раньше.

(Anonymous) 2007-01-15 08:29 pm (UTC)(link)
"Вот как люди зажигали раньше."
Вот! Точно! А то всё мелочь какая-то - телеги, ведра да наложницы... Тьфу...

А ещё раньше и Троянская война была...:))

[identity profile] http://users.livejournal.com/vba_/ 2007-01-15 08:50 pm (UTC)(link)
А, понятно.
Значит, 1848 год знаменует новую эпоху?
Что касается увода чужих жен, я в свое время собирал материалы об увозе еще одной жены. Был такой достаточно дальний родственник, который отличился на этом поприще. Окуджава немного использовал этого деятеля в своем романе, дав ему фамилию Мятлев (хотя носил он совсем другую фамилию), но, надо сказать, литература там сильно взяла верх над фактами.

А надо вообще-то посмотреть на статистику увода жен после 1848 года, это интересно.

[identity profile] http://users.livejournal.com/vba_/ 2007-01-15 08:57 pm (UTC)(link)
А вы знаете, друзья, что Ф.М. тут при чем не только литературно. Младшая дочь Марии Осиповны (которая в эмбриональном состоянии была свидетельницей этого романа) потом выросла и, как ее мать, в очень раннем возрасте вышла замуж. За офицера. Этот офицер потом стал командиром 24-й пехотной дивизии, в которой прапорщиком Сибирского линейного № 7-го батальона, из политических преступников, служил кто? правильно, Федор Михайлович Достоевский.

[identity profile] kisochka-yu.livejournal.com 2007-01-15 09:03 pm (UTC)(link)
Милый ВБА, ну выкладывайте уж все козырЯ, которые у Вас в рукавах!
Я всегда говорила, что ничего выдумывать не надо - жизнь все за всех выдумает.

[identity profile] rezoner.livejournal.com 2007-01-15 09:04 pm (UTC)(link)
No comment!...

P.S.

[identity profile] rezoner.livejournal.com 2007-01-15 09:06 pm (UTC)(link)
То есть, вру. Есть коммент. Одна моя умная знакомая недавно сказала про книжку Дарьи Донцовой, которую заставила ее прочитать нелегкая судьба: "Особенно смешно, что в конце все герои и злодеи оказываются знакомыми, родственниками или сослуживцами".

А может, Дарья Д. был аи не так уж неправа? :)

[identity profile] http://users.livejournal.com/vba_/ 2007-01-15 09:08 pm (UTC)(link)
Тут, как раз, больше козырей у меня нет. Так совпало, и всё. Так что у меня есть только уведомление, подписанное этим самым генералом (который, кстати, пользовался от монарших щедрот, как я писал недавно), что Достоевский уволен за болезнию от службы с награждением следующим чином.

А здорово бы было, если бы они побеседовали за штофом!

Re: P.S.

[identity profile] http://users.livejournal.com/vba_/ 2007-01-15 09:12 pm (UTC)(link)
Все правы. И Донцова, и твоя умная знакомая.

Re: P.S.

[identity profile] rezoner.livejournal.com 2007-01-15 09:14 pm (UTC)(link)
Ты просто феминист какой-то. За это тебя можно уважать.

[identity profile] http://users.livejournal.com/vba_/ 2007-01-15 09:15 pm (UTC)(link)
Ну нет слов!

[identity profile] http://users.livejournal.com/vba_/ 2007-01-15 09:17 pm (UTC)(link)
Вот, как раз, когда Троянская - тогда особенно телеги, ведра и наложницы.

[identity profile] kisochka-yu.livejournal.com 2007-01-15 09:18 pm (UTC)(link)
И родился бы еще один такой достоевский роман...
Я всегда знала, что ФМ ничего не выдумывает!

[identity profile] rezoner.livejournal.com 2007-01-15 09:19 pm (UTC)(link)
Ты имеешь в виду, забавно, что ты и вправду что-то скрывал? :)

Re: P.S.

[identity profile] kisochka-yu.livejournal.com 2007-01-15 09:20 pm (UTC)(link)
Милый Резонер,
не ругайтесь нехорошим словом феминист!
Один мой знакомый любит говорить, что в мире вообще живет 30 или 40 человек...

Когда я встретила своих друзей после 20летней разлуки, отъездов в Америку и проч и проч и выяснилось, что теперь они живут со мной на ОДНОЙ улице, я сказала, что мир - это просто одна большая улица. Только хитро закрученная.:)

[identity profile] http://users.livejournal.com/vba_/ 2007-01-15 09:23 pm (UTC)(link)
Ну безусловно!
Вот мы тут в очередной раз 31 декабря баню посетили в Баден-Бадене (блин, за 500 км приходится ездить, чтобы попариться), так недалеко от бань висит на доме бюст ФМ. В руках раскрытая книга "Игрок". И вот такой бюст мастерский - смотришь и видишь, как ФМ одной рукой сдает, а другой пишет бессмертное.

[identity profile] http://users.livejournal.com/vba_/ 2007-01-15 09:29 pm (UTC)(link)
Нет, я имею в виду, что сразу нескольким людям пришла в голову мысль о ФМ.

[identity profile] quod-sciam.livejournal.com 2007-01-15 09:44 pm (UTC)(link)
Статистика увода жён... как звучит, однако.
Думаю, что статистика довольно ровная. Иное дело - восприятие данного факта в обществе. Романтики, как бы ни менялись жёнами, париями не становились, более того, в университетах преподавали.

[identity profile] oude-rus.livejournal.com 2007-01-15 09:49 pm (UTC)(link)
Ты вот попробуй, будучи беременным пятым ребенком да при муже живом и здоровом, жени на себе перспективного молодого человека!

Ты еще забыл добавить, "и получи на это действо благославление общества". То есть в итоге все оказались вполне себе супер-пупер христианскими мужами, что и требовалось доказать. К сожалению, не тобой, а твоим оппонентом.

Историю про флотилию ты всенепременно расскажи: если ты полагаешь все наоборот не к месту, то, я подозреваю, оно в самую точку и окажется.

[identity profile] http://users.livejournal.com/vba_/ 2007-01-15 09:56 pm (UTC)(link)
Статистика... да, термин резкий, согласен.
Я думаю, что частота увода жен, все же, связана с восприятием в обществе. Если это сильно порицается и наказывается... все же, меньше желающих рисковать.

(Anonymous) 2007-01-15 10:02 pm (UTC)(link)
Вывод: красавица она была писаная и изворотливым умом украшена ;-)
Какие предки!!! Завидоны.Адназначна !)))

[identity profile] http://users.livejournal.com/vba_/ 2007-01-15 10:06 pm (UTC)(link)
Нет, благословения общества не было. А был, скорее, риск остаться в трудном положении.

Про флотилию - это будет на мельницу нашего брудера. Добропорядочно руководим флотилией и еще денег просим. Вот брудер протестовал против таких скучных воспоминаний.

[identity profile] http://users.livejournal.com/vba_/ 2007-01-15 10:21 pm (UTC)(link)
:))))
А изображение, действительно, хотелось бы увидеть. Может быть, где-то оно и существовало...

А вот бедного Ш. никто не жалеет :(

[identity profile] oude-rus.livejournal.com 2007-01-15 10:40 pm (UTC)(link)
благословения общества не было.

Здравствуй, Новый год! ...их разводила Юстиц-Коллегия, и успешно развела. А кто потом клялся в вечной любви 8-го июля 1806 г. в Вознесенской церкви пред алтарем? Какое же тебе еще благословление нужно? Куда ж уж выше?

А риск - он всегда риск. Вот представь только, что тот, который ведрами, два выпил, а третье ниасилил. Всё, если рассказать вслух - позор его предкам до седьмого колена. Что уж говорить про того, который на шестом разе...

Что же касается флотилии, то мне тоже хотелось бы поиметь мнение, на чью это мельницу. Но сначала хотелось бы историю услышать.

[identity profile] boruch.livejournal.com 2007-01-16 01:48 am (UTC)(link)
Я серьезно, а он...

[identity profile] boruch.livejournal.com 2007-01-16 01:55 am (UTC)(link)
А что ж его жалеть? С ним поступили по уговору. согласно пункту о форс-мажоре. Он был маловероятен, но вот произошел. бывает. Такие дела.

Нет, в самом деле, роман, куда там "Анне Карениной".
В мемориз.

Page 2 of 3