v_ba: (Default)
vba ([personal profile] v_ba) wrote2009-01-25 01:36 pm
Entry tags:

СССР глазами очевидца.

(Я больше не могу читать ту чушь, которую пишут об СССР на каждом шагу. Такие фантазии черных лакировщиков истории могут ведь полностью ее исказить. Кто-то из ЖЖ (к сожалению, я не помню ссылки; а, вот подсказали, в журнале [livejournal.com profile] germanych) уже взялся за описание реальной жизни советских людей. Я решил подхватить этот почин и тоже написать правду об СССР).

В СССР была очень вкусная и здоровая пища. Люди довольно часто лакомились деликатесными продуктами – зернистой и паюсной черной икрой, майонезом, зеленым горошком в баночках. Очень популярна была колбаса, особенно сортов "по 2-20" и "Любительская", которая стоила 2-90 за кг. В некоторых городах, правда, в магазинах колбасы никогда не было, потому что вместо нее на прилавках совершенно свободно стояла морская капуста. Но население легко выходило из этого положения, посещая так называемые "колбасные электрички". В этих поездах была организована продажа колбасы, правда, часто надо было отстоять в электричке очередь с утра.

Если каких-то продуктов не было в магазинах, то люди были вынуждены находить их в своих холодильниках. Самым лучшим в мире холодильником был холодильник ЗИЛ, он превосходил по всем параметрам Мерседес. У партийной элиты, так называмых аппаратчиков, ЗИЛы были только черного цвета.

Холодильники в советское время стояли на кухнях. На кухнях рассказывали анекдоты о руководителях страны, читали между строк газеты и впоследствии развалили СССР. Туда же приносили запрещенных авторов - Солженицына, Фрейда, Луку Мудищева. Читать эти книги можно было только на кухне и по ночам, потому что иначе можно было попасть под расстрел, как это случилось, например, с поэтом Бродским, который был оформлен тунеядцем (в СССР для борьбы с бюрократизмом часто реальная должность не соответствовала оформленной по документам). Бродский посмертно был награжден Нобелевской премией матерым антисоветчиком Бжезинским.

Кухни были у всех, а остальное жилье не у всех. Вообще, советские люди имели два вида жилья. Одно было очень просторным и светлым, его очень быстро давали всем, кто это заслужил, и оно находилось в домах, которые назывались "сталинскими". Другое было, наоборот, очень тесным, зато его надо было очень долго добиваться, выпрашивать у начальства или десятилетиями стоять на него в очереди. Туалет там был совмещен со спальней, а ванны были только сидячие или стоячие. Такое жилье называлось "хрущобой".

И в сталинских домах, и в хрущобах люди по вечерам, в основном, смотрели хоккей. Главными соперниками нашей сборной были чехи и канадцы. Канадцев наши спортсмены довольно часто били, но бывало, что и нашим ломали носы соперники. В случае, если канадцы морды били нашим, по Центральному телевидению специальный человек, Н.Н.Озеров, объявлял, что такой хоккей нам не нужен. Чехословакия же была для нас братской страной, поэтому на льду с чехами получалось все гораздо хуже и тяжелее.

Кроме самого лучшего в мире хоккея, у нас был самый лучший в мире балет (поговорку "а также в области балета мы впереди планеты всей" записал популярный актер Даль еще при царе). Балет "Лебединое озеро" постоянно шел по телевизору по заявкам Политбюро, а чтобы посмотреть остальные балеты, надо было идти в Большой театр. В театре была касса и рядом обычно никого народу, но билеты предпочитали покупать у спекулянтов, за которыми гонялась милиция. Спасаясь от погони в сквере у Большого театра, спекулянты старались затеряться днем среди ветеранов войны, а вечером среди гомосексуалистов. Купив билет, можно было пройти внутрь театра и на сцене увидеть тех артистов, которые не остались в капиталистических странах после последних гастролей.

Дважды в год, в мае и в ноябре, всем работающим и учащимся предлагали явиться с вещами для участия в демонстрациях. Отказаться от участия было нельзя, потому что тогда отказавшегося лишали премии (или ставили двойки, если он учился), а начальство (преподавателя) могли посадить в тюрьму или даже не выпустить в Болгарию по турпутевке. Демонстранты шли вдоль трибун, где стояли руководители страны, и показывали им на портретах, как эти руководители могли бы выглядеть тридцать лет назад, если бы не употребляли спиртных напитков.

О спиртных напитках. При Сталине народ не пил, потому что для людей важны были идеалы, а не водка, да и в Гулаге спиртного не давали. Потом, при Хрущеве и Брежневе, все спились, особенно артисты. Постоянно находясь в таком запойном состоянии, население даже и думать не могло о наркотиках. А при Горбачеве неправильно спланировали лесоповал и по преступной ошибке вырубили вместо тайги виноградники. Пить стало совершенно нечего, пришлось воровать. Так случилась приватизация.

Да, забыл добавить, что в СССР не было ни преступности, ни секса, ни туалетной бумаги.

(вы скажите, какие стороны жизни СССР остались неохваченными, я охвачу).

Re: отчего бы и нет?

[identity profile] scottishkot.livejournal.com 2009-01-30 08:07 am (UTC)(link)
Спасибо! только этот 70-го года, сдается мне.

Re: отчего бы и нет?

[identity profile] -indifferent-.livejournal.com 2009-01-30 08:29 am (UTC)(link)
да, к сожалению, найти что-то старше навскидку не получается.

[identity profile] polenova.livejournal.com 2009-01-30 09:38 pm (UTC)(link)
Блевало меня с черной икры - аллергия. Удивительно - икра подорожала вдвое и аллергию как рукой сняло. А мой сын только и знает красную из русского магазина. А его одноклассники и этого не пробовали... Жуткое американское детство.

[identity profile] polenova.livejournal.com 2009-01-30 09:54 pm (UTC)(link)
Вы, товарищ, не в теме. Бродскому срок не дали, в тюрьме он не сидел. Приговор был - ссылка. Как справедливо выразилась Ахматова :"Посмотрите, как нашему рыжему делают биографию". Поэт он великий, но Нобелевку ему принесла советская власть, дав ему ореол жертвы. Власть в России вообще мастерски жертв создавала ( и продолжает, что грустно).
Заодно ( два раза не вставать) отвечу на следующий комментарий - "Докторская" и "Любительская" колбаса стоили одинаково - 2.90. "Отдельная" и "Чайная" - 2.20. "Чайная" к концу семидесятых исчезла, а "Отдельная" отделялась от колбасы все дальше и дальше. Я, как представитель колбасной эмиграции, разбираюсь в этом продукте. А в Америке колбасы нет, только в русском магазине. "Докторская" и "Любительская". Делают на фабрике в Нью-Джерси. Американскую колбасу даже коты не едят.

[identity profile] http://users.livejournal.com/vba_/ 2009-01-30 11:13 pm (UTC)(link)
Вот видите, а молодое поколение не верит мне, что "Любительская" стоила 2-90. А уж язык в кровь стер, доказывая.

О колбасной эмиграции. Помню в 1994 году совершенно роскошную надпись на одном магазине на Брайтон-Бич по-русски, естественно, "В продаже колбаса "по 2-20" в черной оболочке".
Только не разгадал, что же это за черная оболочка.

[identity profile] polenova.livejournal.com 2009-01-31 12:29 am (UTC)(link)
Поясню для непонятливых. "Докторская" колбаса производится на нескольких фабриках штата Нью-Джерси. Делают ее поляки. Одна фабрика кутает колбасу в черную упаковку, другая - в розовую. Драка между сторонниками черной и розовой - это "остроголовые" с "тупоголовыми", определить на вкус невозможно. но воюют. Сейчас сложнее стало, вариантов больше.
За советские цены отвечаю, я по магазинам ходила. "Любительская - 2.90, сто грамм - 29 копеек, папе на завтрак покупала, он другую не ел.

[identity profile] original-ivan.livejournal.com 2009-01-31 12:43 am (UTC)(link)
Да? А мне таки-Нет доказывает, что докторская по 2-30. Может, цена менялась как на водку. Вот ты какую самую раннюю цену на водку помнишь?

[identity profile] polenova.livejournal.com 2009-01-31 03:23 am (UTC)(link)
Самая ранняя - но были маленькими - 21 рваный, но это на старые деньги. Потом 2.87 3.62, 4.40, 5.25. В промежутке была "андроповка" -4.70, но пить можно было после очистки марганцовой, еще 7 копеек, но хватало бытылок на пять. Этикетка была заманчиво - зеленой. Вань, не спорь со мной, память у меня хорошая, а денег мало. Я тебе даже цену на коньяки сказать могу. В зависимости от года.

[identity profile] original-ivan.livejournal.com 2009-01-31 05:29 am (UTC)(link)
Жуть какая ты алкашка.

[identity profile] http://users.livejournal.com/vba_/ 2009-01-31 10:29 am (UTC)(link)
А, мерси, еще одна загадка жизни разгадана.

[identity profile] http://users.livejournal.com/vba_/ 2009-01-31 02:03 pm (UTC)(link)
2.87 это Московская особая. Но в это же время была и "Кубанская" по 2.62.

кончайте ерничать

(Anonymous) 2009-02-01 12:15 pm (UTC)(link)
Можно подумать, что сегодня всякая срань не считает себя важными людьми. Все иднт по нисходящей не надо рассуждать о том чегоне знаешь. Лично я в 5 (ПЯТЬ!)лет ОБОЖРАЛСЯ ЧЕРНОЙ ИКРОЙ ДО БЛЕВА В ПРОВИНЦИАЛЬНОМ ГОРОДИШКЕ, потом лет пятнадцать в рот ее вломить не мог. И в целом с голода не пух, отдыхал на море, ездил за бугор как в командировки, так и в отпуск и всегда говорил то, что считал нужным. Всегда был диссидентом в системе. Вражий голос слушал с 12 лет. Получил бесплатное образование и работая с забугорными инженерами которые, кстати, закончили Ноттингемский университет, ущербным себя никоим образом не чувствовал и пользовался уважением у этих ребят.
Дело в конце-концов, не в черной икре. Все было, могу вас заверить и секс был, и жратва, и рок. Сам я обычный советский человек и не отрицаю - был идиотизм,но маразма, извините, не было. Даже выживающий из ума Брежнев вызывал только жалость, но не НЕНАВИСТЬ, как обдолбаный придурок Ельцин. А сейчас в стране политика полного блядства - взять и отбрать (Чичваркин, например, который мне, кстати, по-человечески симпатичен в отличии, скажем от дерипасок, прохоровых, абрамовичей и т.д и т.п.)
Посему ребята, не надо ерничать, надо пораскинуть мозгами, прикинуть кое-что к носу. И ставнить не поверхностно, а по сути. По убеждениям не коммунист, кстати, а инженер. Намек, надеюсь, понятен.

[identity profile] tok-krupp.livejournal.com 2009-02-02 09:07 am (UTC)(link)
И купались в фонтане!!

[identity profile] tok-krupp.livejournal.com 2009-02-02 09:20 am (UTC)(link)
КАК? И ЭТО ВСЁ?
А самая читающая страна?
А книжки по талонам за макулатуру?
А партсобрания? А месткомы? Секса-то небыло, а вот аморалку за него вполне себе получали!
А общепит?
А худсоветы?
А выезды "на картошку" и "на целину"?

Надо охватить! А то как-то несерьезно.

Отлично!

[identity profile] glyhoi.livejournal.com 2009-02-03 01:17 pm (UTC)(link)
Не знаю как лучше обратиться на Ты или на Вы!?Но данный очерк мне понравлся так же как и 90годы нравился Задорнов!Отлично!С Юмором и в точку.я его прочитал на Ньюсланде и там вообще то дискусия перерасла в политическую баталию.как много там большных на голову вчерашним днём,прямо ужас как много если почитать коменты.А очерк опять подлил масла в огонь межнациональной розни.видимо евреи ели туалетную бумагу в несметных количествах,раз её не было тогда на прилавках судя по комента.да и ещё Вам там польстили и очень сильно!Сравнили с Довлатовым!!!Вообщем маэстро очерк Вам удался на славу!!!впору становиться в очередь за автографами!Желаю Удачи Вам в дальнейшем и тем самым радовать и нас!

Re: Отлично!

[identity profile] http://users.livejournal.com/vba_/ 2009-02-03 03:07 pm (UTC)(link)
Спасибо.
Ссылочку не кинете на политическую баталию?

Re: Отлично!

[identity profile] glyhoi.livejournal.com 2009-02-03 05:19 pm (UTC)(link)
http://www.newsland.ru/News/Detail/id/334878/cat//
Хотелось бы услышать от стороннего наблюдателя о дискуссии и авторах так же.мне интересно мнение?!

Re: Отлично!

[identity profile] http://users.livejournal.com/vba_/ 2009-02-03 05:46 pm (UTC)(link)
Спасибо.
О-ля-ля, какие там битвы, на сколько экранов! Постараюсь просмотреть, как только выдастся немного времени свободного.

[identity profile] vinolyub.livejournal.com 2009-02-03 08:07 pm (UTC)(link)
А вы пили индийский чай разлива тбилииской чаеразвесочный фабрики? Я лично не рискнул.

[identity profile] kalif-aist.livejournal.com 2009-02-03 08:27 pm (UTC)(link)
Со слоником? Это был дефицит. В наборах или в кафе. А в магазинах можно было купить т.н. чай N36 - кажется, там должно было содержаться некоторое количество индийского чая. Но фасофффщики того чая определенно были приверженцами гомеопатии.

[identity profile] vinolyub.livejournal.com 2009-02-03 08:34 pm (UTC)(link)
Вы не не осветили, что самым популярным видом спорта была борьба: борьба за мир, борьба за качество, борьба за урожай, борьба за укрепление трудовой дисциплины, борьба за вежливое обслуживание покупателй. Несправедливо забыты магазины "Березка", в которых иностранцам продавались залежавшиеся товары за валюту,бо их доллары в СССР даром были не нужны, а также "Жигули" в экспортном исполнении, которые также никто не покупал из-за низкого качества и их отправляли заграницу.

[identity profile] vinolyub.livejournal.com 2009-02-03 08:52 pm (UTC)(link)
Со слоником был чай московской и рязанской чаеразвесочной фабрик, при том что индийский чай в них был, хотя и просыпали мимо(отец рассказывал, что в его цехе, у одного из рабочих родственник работал на РЧФ, и снабжал того чаем). В тбилисском чае же индийского была только надпись на пачке(на пачке слона не было). Я никогда не был гурманом и спокойно пил тот же 36-й, но на этот досточно было посмотреть, даже не заваривать. Кстати пил я и азербайжданский, по тем временам был вполне приемлимый чай.

[identity profile] http://users.livejournal.com/vba_/ 2009-02-03 08:56 pm (UTC)(link)
Вы правы, конечно. В свое оправдание скажу только, что даже этот небольшой мой текст разошелся очень широко и вызвал такие скандалы и взаимные поношения, что я подумал - и такого достаточно.

[identity profile] vinolyub.livejournal.com 2009-02-03 08:56 pm (UTC)(link)
Да, совсем забыл упомянуть, что по утверждению студентов МВТУ им. Баумана советские большие интегральные микросхемы были самыми большими интегральными микросхемами в мире.

[identity profile] vinolyub.livejournal.com 2009-02-03 08:58 pm (UTC)(link)
Спасибо за хороший пост, вспомнил молодые годы.

Page 9 of 10